Вы знаете, друзья, я не очень большой любитель делиться впечатлениями. Предпочитая многозначительно отмалчиваться, возвращаясь из очередной командировки или отпуска. Но хочу сделать небольшое исключение. Побаловать себя и заинтриговать вас.
Оно того стоит.
В Гонкоге мне посчастливилось оказаться совершенно случайно и больше по работе. Но, возможно, именно благодаря этому мне посчастливилось охватить чарующий масштаб, а не дьявольские мелочи в виде ложек дегтя в бочке впечатлений.
Попробую быстро «зазиповать» кусок восторженных вздохов и увещеваний — почему всем вам, мои друзья, нужно побывать, а может быть даже и пожить в этом городе-стране и сразу же перейду к резюме: из 24 стран, в которых мне довелось увидеть за последние 2 года, «Жемчужина Азии», отхватила от моего сердца кусочищще, на которое вряд ли что-то сможет претендовать в ближайшее время. И вот почему:
Адаптивная среда.
Гонконг невероятен не только своей свободой, но и предусмотрительностью. Не в каждом городе мира встретишь такое большое количество приспособлений, устройств, технических решений, позволяющих создать по-настоящему безбарьерный город для людей с ограниченными возможностями.
Сотни архитектурных и технологических ухищрений, предоставляют всем 7 миллионам жителей почти равные возможности. Причем как в центре мегаполиса, так и на его окраинах.
Локальная жизнь.
Большая продолжительность командировки позволила мне развеять сомнения в том, что 30, 40, 50-ти этажные здания удобны для жизни.
Когда-то давно, проживая в Главном здании МГУ на Воробьевых горах, я уверовал в поселенческий рай, возможный в отдельно взятом здании (в высотке было все (от химчистки до бассейна и от библиотеки до места для пикников и BBQ) для того, чтобы не покидать ее пределов на протяжении бесконечно долгого времени.
Но мог ли я предположить, что такая жизнь возможна для доброй половины отдельно взятого государства?
Небоскребы в Гонконге, по сути, это terra commoditas, в каждом отдельно взятом здании. На 3 этаже ресторан, на 32 — детский сад, продуктовый на первом, а бассейн на крыше. Ну и апартаменты, естественно, для всех тех, кто пользуется этими благами. И такая форма существования не может не завораживать…
Эстетика прекрасного.
Наследие колониального консерватизма, географическая ориентальность и нонконформизм местных по отношению к половине-населения-земного-шара вокруг — все это разогревает котел, в котором варится местное искусство. Открытое, Современное, Свободное, Утонченное.
Такое могут создавать только люди, которые ПО-ДРУГОМУ относятся к вещам и предметам, что можно купить за деньги.
Уверен, что Кафка был бы доволен, оказавшись в утилитарном метроподземелье Острова или Калуна (район в материковой части страны), проделав вместе с нами это наблюдение:
Вот скромная обладательница Van Cleef & Arpels на своей, прямо скажем, не выдающейся груди, в последней модели Omega Constellation на руке и мерно покачивающейся Birkin, стоит на платформе в окружении хиппующих подростков, в непритязательной одежде и рваных кедах.
Она едет в вагоне, в окружении таких же владельцев и владелиц квартир по 100 миллионов евро, мазерратти и нескончаемых счетов в банке просто потому, что ей так быстрее и удобней. На метро. Конечно есть еще вертолет, но ведь это не очень экологично…
В Гонконге таких скромниц и скромников — почти четверть города. Всех тех, которые могут себе позволить все. Именно поэтому они не могут себе позволить плохой вкус и лишить себя возможности наслаждаться тем, что не купишь ни за какие деньги — подлинной архитектурой, живописью, литературой и музыкой…