Вы знаете как нежно я отношусь к D2C (direct to consumer) стратегии брендов.
Считая, что в ближайшем будущем все компании станут либо поставщиками безликих ресурсов, ложась под условия торговых сетей и маркетплэйсов. Либо переобуются в компании, которые работают напрямую с потребителями, исключая при этом бесконечные цепочки посредников.
За время карантинных ограничений те, кто реализует D2C стратеги сильно подросли. Сделав по 300 и даже 400% к обороту (см. https://digiday.com/retail/after-record-sales-dtc-startups-are-focusing-on-retention/).
Однако, D2C столкнулись с неожиданными вызовами. О них и хочу поговорить.
Исторически сильной стороной D2C является выдающаяся мишура, связанная с упаковкой и доставкой товаров. Это один из столпов стратегии. При этом сети и агрегаторы во время карантина очень сильно выросли в этом направлении, подтянув уровень по доставке до уровня D2C. Мы с вами были тому свидетелями. На наших глазах курьеры стали соответствовать не только рекомендациям Роспотребнадзора, но и статусу «важного», в карантинные времена, человека.
Кроме того, безапеляционный сервис вокруг возврата и обмена товаров стал визитной карточкой не только D2C, но и обычных B2C брендов, заинтересованных в положительном опыте потребления их продуктов и услуг.
Все это сильно отразилось на самоидентификации D2C. Которые начали задаваться вопросом о том как, в связи с последними изменениями, отстроиться от всех этих noname брендов и СТМ. И, самое главное, нарастить «повторность» в покупках.
В итоге философия direct 2 consumer плавно трансформируется. На первый план выходят: а) создание сообществ вокруг товара или услуги и б) целой экосистемы добавленной ценности, которую вместе с покупкой получает клиент: бесплатные DIY видео (каналы) и аудио (подкасты) закрытые ресурсы; знаки принадлежности к сообществу (бэйджи, вещи материального мира, отражающие статус пользователя продукта и т.д.).