(Sic!) Ответ на вопрос о том, что изображено на картинке для привлечения внимания — в самом конце.
1. Про роль России в экономике Бразилии
«Бразильско-российские экономические отношения в ж#пе» — дословная цитата-откровение от эксперта по бизнес-локализации и нашего человека в Бразилии — …причем в буквальной. Не смотря на всякие там «бриксы» по товарообороту Россия занимает лишь 17 место. Вообще — продолжил эксперт — с отечественным бизнесом все очень и очень не просто в Бразилии. Вот сами судите: зашел Газпром несколько лет назад, но ничего особо не делает. Появился Qiwi — но проект тут не успешен. Вся надежда на Seopult. Ребята открылись недавно. Может быть хоть они станут локомотивом…
2. Про роль религии в экономике Бразилии
Бразилия религиозна. Местами с перегибом. Иногда — чужда и непонятна в своих неорелигиозных течениях русской ментальности. Но силу ее всепроникновения сложно отрицать. Особенно, когда речь касается экономики.
Три года назад, во время нашего первого воркшопа, я услышал странную мысль которую тут же записал: «Религия — главный коммерческий успех нашей страны». В этот раз дополнил свои записки такими высказываниями как «Религия — наше экономическое все», «Религия — равно экономика» и «Церковь — компания Христа».
Сложно с этим спорить, когда тебя опыляют знанием о том, что иезуитский орден владеет целыми промышленными кластерами в стране и церкви принадлежат крупнейшие медиаактивы государства.
Чтобы вы смогли представить себе экономическую мощь отдельных религиозных бразильских течений — подумайте, например, о том, что Третий Храм, будет воздвигнут не на Храмовой горе. Он УЖЕ воздвигнут в Бразилии. А теперь представьте себе 18-этажное здание. Представили? Вот. Это высота УЖЕ существующего сан-паулистианского храма Соломона. Рассчитанного на 10 000 (десять тысяч) мест. В линейных размерах превышающего футбольное поле. Но и это еще не все. Построен этот исполин из камней, доставленных самолетами (!) прямо из Иерусалима.
3. Про бразильское экономическое чудо
Официально говоря — все жители страны делятся на классы. Всего их 4. А, B, С и, как не сложно догадаться — D. Могу лишь предположить, что D — от родного слова DNO.
С этим классом действительно не так все хорошо и это те самые бедные слои населения, которые живут на пресловутые «пару долларов в день». Их много. Они-то и проживают в фавелах. Фавел, кстати, тоже много. Так, например, только в Рио их более 700 разных. С совокупным D-населением, превышающим 2 миллиона человек.
Так вот. В какой-то момент местная президентская рать решила пойти путем отличным от пути своего старшего брата по БРИКС (ну вы поняли о ком я, конечно) и не выводить нефтяные сверхдоходы в оффшоры… а раздавать их бедным. Буквально. Не то, чтобы все (наверное). Но так. Нормально. По 100 реалов в месяц. Каждому бедняку. Это привело к локальному экономическому росту в последнее десятилетие. И массовой миграции из D класса в C, а из С — выше. Пока эксперимент прекратили. Нефть уже давно ниже 50-долларовой отметки плавает.
4. Про отношения к кредитным деньгам в Бразилии
Банковский сектор в Бразилии чрезвычайно развит. Поэтому залезать сюда с финстартапами очень сложно и, по мнению некоторых экспертов, с которыми мы общались — бессмысленно. Уровень закредитованности населения — невероятен. Личные банкротства — одна из «мастхэв» процедур, через которую должен раза по 3-4 пройти каждый уважающий себя житель Бразилии. Карточки с эффективной ставкой под 500% годовых — обычное дело.
5. Про бразильскую рекламную школу
Рекламного образования в Бразилии много. А лучшая школа называется… Перестройка. Я, кстати, не совсем разобрался, при чем там на главной https://www.perestroika.com.br/ — лик императора нашего, батюшки Николая Второго. Может вы разберетесь
6. Про подходы в продажах рекламы
Отстройка от конкурентов важна. В бразильском рекламном бизнесе про это знают и сердечно эксплуатируют. У большого количества агентств есть собственные проприетарные разработки и находки. У некоторых, из тех, с кем мы поработали — они чрезвычайно изящны. Так мне запомнилась концепция ребят из крупнейшего национального агентства NOVA/SB. Казалось бы — «нафинг спэшл», ан нет. Продает. Впрочем, судите сами: называется подход PopSynergy (причем, это уже зарегистрированная марка). Предыстория возникновения такая: в агентстве начали изучать феномен популярности того или иного креатива, сообщения, УТП и т.д. По результатам сформировалась ментальная решетка, через которую они теперь прогоняют все клиентские кейсы. PopSynergy гласит, что популярность — это то, что стоит на трех столпах: Информации, Важности и Влиянии. Дальше ребята придумали методологию по которой можно тянуть и первое и второе и третье, чтобы в итоге получилось не просто рекламное сообщение, но «конфетка». Казалось бы… А продает
7. Про откровения бразильского потребления
В Бразилии протекает очень интересный процесс (который мы точно можем примерять на себя): становится сильно меньше тех, кого называют «прайсхантеры» и на их место приходят «дилхантеры» — те ребята, которые не про цену, но про соотношение количества, цены и качества.
8. Про питчи, которые продают
Когда в Бразилию заходил китайский автомобильный бренд, директора местного Ogilvy слетали из Сан-Паулу (столица Бразилии) в Сантьяго (столица Чили). Где у этой китайской компании уже были дилерские центры. Здесь они купили автомобиль и проехали на нем из Сантьяго до Сан-Паулу 5000 (пять тысяч километров).
Только для того, чтобы на питчинге произвести впечатление на представителей китайцев, рассказывая про свои отношения с автомобилем в течение пары недель путешествия. Произвели
9. Про новую конференцию, на которой важно побывать.
Конечно, я и раньше слышал про EPIC. А вот теперь, благодаря бразильским коллегам — хочу и обязательно поеду на нее. Чего и вам желаю: https://www.epicpeople.org/
10. Про новые рекламные форматыЗа последние три года, как мне показалось, история с граффити — важнейшей частью городской контркультурной среды — вышла на новой уровень осознанности. Катализатором этого процесса стал и Чемпионат мира по футболу и предстоящая Олимпиада. Граффити все чаще используется как отлично зарекомендовавший себя отдельный рекламный инструмент наружной рекламы. С потрясающими охватными и коммерческими характеристиками. Как нам не раз говорили коллеги из бразильских агентств — когда ниши рационального УТП заняты — необходимо искать УТП эмоциональные. Не сомневаюсь ни секунду, что граффити-реклама в этом случае точно «доставляет».
11. Про бразильский маркетинг. В одном предложении, выдернутом из контекста
«Лучший маркетинг — это обучение. Мы обучаем людей и они нас любят.»
12. Про то, почему вы должны быть рядом со мной и моей командой с 23 сентября по 10 октября на Западом побережье США и почему это важно и для меня и для вас? Вот тут: http://goo.gl/84brNG
И про КДВП.
Как и обещал — о том, что изображено на фото к посту.Чумовая вещь, скажу я вам. Это такая парикмахерская на 20+ посадочных мест. В центре которой — бар. Очень, знаете ли, удобно. Приходишь с дамой на укладку (или чем они там занимаются по 3 часа), а сам сидишь себе, комфортно футбол посматриваешь, кайпириньи с брамой потягиваешь. Бразилия, короче