12 важных личных мыслей

12 важных личных мыслей «Про», которые появились у меня во время нашего 17-го международного семинара ADCONSULT в Китае (Шанхай)

1.Про индустриальную мощь

Когда подлетаешь к Шанхаю — появляется ощущение, что мировая война за индустриальное (и не только) господство уже проиграна. Китаю, естественно. Я сидел у окна иллюминатора и битых 30 минут созерцал, как мимо меня со скоростью 800 километров проносятся заводы, склады, районы многоэтажек, заводы, склады, районы многоэтажек, заводы, склады… Избитый тезис про Китай — мировую фабрику для меня материализовался и предстал в образе колосса.

2.Про платежные системы

В Китае распространено несколько платежных систем. От Алипэя и Випея до Эпплпэя. При этом интересен не столько сам факт их распространения и проникновения, сколько те инструменты и подходы с помощью которых платежные системы заходили на китайский рынок. И учили китайских пользователей брать с собой из дома не пластиковые карты, а телефоны. Это действительно так: без «пластика» житель Поднебесной обойтись сегодня может, а вот без телефона с любимой платежной системой — увы, нет.Чтобы приучить пользователей — платежные системы, как и следовало ожидать, серьезно инвестировали. Почти всегда применялась одна и та же схема: наличными товар стоит 50 юаней, а если платить с помощью телефона и платежной системы — 40. При этом скидку магазину компенсировали ПС.

3.Про то, как иностранные бизнесы открывают представительства

У меня есть пара новостей. Начну с хорошей. Действительно — зайти на китайский рынок можно. Благо мы встретились с несколькими компаниями, в том числе, имеющими российские корни и штабквартиру за пределами Китая (не считая Яндекса — о котором речь пойдет чуть ниже). Плохая же — заключается в том, что сделать это, порой, очень не просто. Приведу наглядный пример для технических специалистов: у каждого китайского сайта (в зоне .cn) должна быть, так называемая, лицензия icp. И несмотря на то, что ее получение формализовано и регламентировано, на этот процесс можно потратить кучу времени и средств (до года и до 100-200k для нерезидентов). И еще пример (теперь для не технических ребят): любой бренд, выходящий на китайский рынок, должен предложить локализацию. Языковую, разумеется. Мой собеседник рассказывал, что ему, в итоге, пришлось предложить 100 вариантов китайских названий для того, чтобы пробить брешь в китайской бюрократии.

4.Про четыре главных принципа ведении бизнеса в Китае

1. Держи лицо. Сохраняй спокойствие и уверенность в любой, даже самой критической ситуации. Старайся не показывать эмоций.

2. Будь большим. Китайский бизнес любит масштабность и любит думать в категориях «мега». CEO и владельцы любят подчеркивать размеры компании, транснациональный масштаб бизнеса и собственных устремлений.

3. Будь терпеливым. Все просто. Торопиться некуда — позади 3,5 тысячи лет истории, впереди — вечность. Не срывай яблоко, но дождись когда оно само упадет тебе в руки.

4. Связи и дружба прежде бизнеса. В китайском языке для обозначения системы личных связей используется даже специальное слово — гуаньси. Эта штука очень сильно распространена в бизнесе и серьезно отличается от наших отечественных «тем» и «решал». Со страшной силой советую почитать про этот феномен перед стартом работы с китайским рынком.

5.Про несопоставимость китайского и отечественного рынка

Лучше всего масштабы китайского рынка проиллюстрирует забавный случай, который произошел с нами во время работы в одном независимом медиахолдинге. На «…извините за, возможно, некорректный вопрос, но все же… Учитывая озвученное замедление китайской экономики, не уменьшаются ли тиражи ваших глянцевых изданий?» мы услышали: «Ну вообще-то нет. Да и вообще у нас довольно простая ситуация — мы же работаем и распространяем наши издания только в самых крупных китайских городах. А если почувствуем сложности, то… есть же еще 100 городов миллионников, где мы пока не работаем. Так что расти есть куда…» ?

6.Про обреченность кредитных продуктов

Китайцы покупают только на свои. Не покупают на кредитные деньги. Вообще.

7.Про то, что Yandex делает в Китае

Штаб-квартира нашего родного Яндекса, как и положено, располагается в одном из самых красивых небоскребов Шанхая. При этом поисковик занимается очень интересными вещами в Китае. Во-первых, команда Яндекса помогает… китайским производителям заходить на наш рынок и, во-вторых, (что интереснее) предлагает китайским бизнесам математические модели Yandex Data Factory. Что, как мне кажется, невероятно правильно. Эпоха больших заработков на обычных форматах закончилась, а вот эпоха заработков на больших данных только начинается.

8.Про раздачу денег

Вообще, мне показалось в какой-то момент, что идея раздачи денег — для китайского рынка — суть мантра успешности. Ну вот вам простой пример: UBER потратил 1(sic!) миллиард долларов, предлагая существенные скидки и бесплатные поездки пассажирам в больших китайских городах.

9.Про интересное для разработчиков

Вам кажется, что высоконагруженный проект это 500 000 карточек товаров и 3 млн SKU? Не смешите крупные китайские проекты, честное слово. Но это я к чему. Амазон, конечно, амазоном, но не забывайте про аликлауд (https://intl.aliyun.com/) — самые крупные китайские проекты хостятся именно тут и по их словам (за что купил, за то и продаю) — АлиКлауд выгоднее.

10.Про осуществившуюся мечту рекламодателей

В детстве мне нравились киберпанковские книги в которых повествование шло про альтернативные реальности. Ситуация, которая сложилась в Китае с QR-кодами — это альтернативная реальность истории взлета и падения интереса к QR-кодам в России. Честно вам скажу, что мне сложно вспомнить хотя бы один китайский рекламный носитель, который не использлвал бы QR-код. Будь-то оффлайн биллборд, телевизионный ролик, полоса в журнале, или онлайновый баннер. QR-коды в Китае абсолютно везде. ВЕЗДЕ. От мусорных и почтовых ящиков, до расписаний электричек и памятных табличек с информацией о том, кем была посажена вот эта вот цветущая аллея. Такое развитие QR стало возможным в следствие тотального использование QR-считывателей в самых популярных китайских мессенджерах — аудитория которых невероятна. Так, например, только мессенджером QQ пользовалось, по состоянию на лето прошлого года 850 !!! миллионов китайцев. Теперь о главном. Наличие QR-кодов сделало возможным совершенно другой подход к замерам вовлеченности получателей рекламного сообщения. Фактически, в режиме реального времени рекламодатели (в том числе и «оффлайновые») получают информацию о том какое количество сканирований QR конкретных рекламных предложений было сделано и какова их конверсия в заказы и продажи. В этой связи мне понятно желание Марка Цукерберга, влюбленного в Китай (во всех смыслах), перенять опыт поднебесной и дать рекламодателям еще один инструмент взаимодействия с аудиторией. Будем ждать ? Кое что в FB происходит в этом направлении прямо сейчас.

11.Еще немного про QR

Столь широкое распространение QR породило сразу же несколько новых ниш и возможностей, которые совершенно отсутствуют (пока) на нашем рынке. Во-первых, это QR-процессинг. Как вы понимаете, каждое мгновение сканируется очень много кодов и кто-то должен весь этот поток обсчитывать и учитывать, делать по нему аналитику. Во-вторых, у вебмастеров и издателей появилась возможность гораздо чаще продавать именно CPA (действия), а не аудиторные охваты.

12.Про отношение китайского рынка к России

Оно чрезвычайно простое. Если не брать северные регионы, которые, по правде говоря, китайцы из «золотого треугольника» юга Поднебесной и за китайцев-то не считают. Они ОЧЕНЬ мало знают о России. Я совершенно серьезно. Ну разве что: «женщины красивые» и «Путин». Я к тому, что у вас, дорогие мои друзья, задумывающиеся об экспансии на китайщину не должно быть никаких иллюзий, вроде «СССР и КНР братья на век» ?

Ну и еще кое что. Прежде чем начать работать с Китаем — влюбитесь в эту страну. Иначе ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Во всяком случае, именно с таким внутренним ощущением я вернулся в московский офис.

PS. Кстати, буду рад видеть вас участником наших будущих международных проектов.Все подробности: http://adconsult.international/

Ваш Денис Баталин.

Comment
Name
Email