12 важных личных мыслей «Про», которые появились у меня во время нашего 17-го международного семинара ADCONSULT в Китае (Шанхай)
1.Про индустриальную мощь
Когда подлетаешь к Шанхаю — появляется ощущение, что мировая война за индустриальное (и не только) господство уже проиграна. Китаю, естественно. Я сидел у окна иллюминатора и битых 30 минут созерцал, как мимо меня со скоростью 800 километров проносятся заводы, склады, районы многоэтажек, заводы, склады, районы многоэтажек, заводы, склады… Избитый тезис про Китай — мировую фабрику для меня материализовался и предстал в образе колосса.
2.Про платежные системы
В Китае распространено несколько платежных систем. От Алипэя и Випея до Эпплпэя. При этом интересен не столько сам факт их распространения и проникновения, сколько те инструменты и подходы с помощью которых платежные системы заходили на китайский рынок. И учили китайских пользователей брать с собой из дома не пластиковые карты, а телефоны. Это действительно так: без «пластика» житель Поднебесной обойтись сегодня может, а вот без телефона с любимой платежной системой — увы, нет.Чтобы приучить пользователей — платежные системы, как и следовало ожидать, серьезно инвестировали. Почти всегда применялась одна и та же схема: наличными товар стоит 50 юаней, а если платить с помощью телефона и платежной системы — 40. При этом скидку магазину компенсировали ПС.
3.Про то, как иностранные бизнесы открывают представительства
У меня есть пара новостей. Начну с хорошей. Действительно — зайти на китайский рынок можно. Благо мы встретились с несколькими компаниями, в том числе, имеющими российские корни и штабквартиру за пределами Китая (не считая Яндекса — о котором речь пойдет чуть ниже). Плохая же — заключается в том, что сделать это, порой, очень не просто. Приведу наглядный пример для технических специалистов: у каждого китайского сайта (в зоне .cn) должна быть, так называемая, лицензия icp. И несмотря на то, что ее получение формализовано и регламентировано, на этот процесс можно потратить кучу времени и средств (до года и до 100-200k для нерезидентов). И еще пример (теперь для не технических ребят): любой бренд, выходящий на китайский рынок, должен предложить локализацию. Языковую, разумеется. Мой собеседник рассказывал, что ему, в итоге, пришлось предложить 100 вариантов китайских названий для того, чтобы пробить брешь в китайской бюрократии.
4.Про четыре главных принципа ведении бизнеса в Китае
1. Держи лицо. Сохраняй спокойствие и уверенность в любой, даже самой критической ситуации. Старайся не показывать эмоций.
2. Будь большим. Китайский бизнес любит масштабность и любит думать в категориях «мега». CEO и владельцы любят подчеркивать размеры компании, транснациональный масштаб бизнеса и собственных устремлений.
3. Будь терпеливым. Все просто. Торопиться некуда — позади 3,5 тысячи лет истории, впереди — вечность. Не срывай яблоко, но дождись когда оно само упадет тебе в руки.
4. Связи и дружба прежде бизнеса. В китайском языке для обозначения системы личных связей используется даже специальное слово — гуаньси. Эта штука очень сильно распространена в бизнесе и серьезно отличается от наших отечественных «тем» и «решал». Со страшной силой советую почитать про этот феномен перед стартом работы с китайским рынком.
5.Про несопоставимость китайского и отечественного рынка
Лучше всего масштабы китайского рынка проиллюстрирует забавный случай, который произошел с нами во время работы в одном независимом медиахолдинге. На «…извините за, возможно, некорректный вопрос, но все же… Учитывая озвученное замедление китайской экономики, не уменьшаются ли тиражи ваших глянцевых изданий?» мы услышали: «Ну вообще-то нет. Да и вообще у нас довольно простая ситуация — мы же работаем и распространяем наши издания только в самых крупных китайских городах. А если почувствуем сложности, то… есть же еще 100 городов миллионников, где мы пока не работаем. Так что расти есть куда…»
6.Про обреченность кредитных продуктов
Китайцы покупают только на свои. Не покупают на кредитные деньги. Вообще.
7.Про то, что Yandex делает в Китае
Штаб-квартира нашего родного Яндекса, как и положено, располагается в одном из самых красивых небоскребов Шанхая. При этом поисковик занимается очень интересными вещами в Китае. Во-первых, команда Яндекса помогает… китайским производителям заходить на наш рынок и, во-вторых, (что интереснее) предлагает китайским бизнесам математические модели Yandex Data Factory. Что, как мне кажется, невероятно правильно. Эпоха больших заработков на обычных форматах закончилась, а вот эпоха заработков на больших данных только начинается.
8.Про раздачу денег
Вообще, мне показалось в какой-то момент, что идея раздачи денег — для китайского рынка — суть мантра успешности. Ну вот вам простой пример: UBER потратил 1(sic!) миллиард долларов, предлагая существенные скидки и бесплатные поездки пассажирам в больших китайских городах.
9.Про интересное для разработчиков
Вам кажется, что высоконагруженный проект это 500 000 карточек товаров и 3 млн SKU? Не смешите крупные китайские проекты, честное слово. Но это я к чему. Амазон, конечно, амазоном, но не забывайте про аликлауд (https://intl.aliyun.com/) — самые крупные китайские проекты хостятся именно тут и по их словам (за что купил, за то и продаю) — АлиКлауд выгоднее.
10.Про осуществившуюся мечту рекламодателей
В детстве мне нравились киберпанковские книги в которых повествование шло про альтернативные реальности. Ситуация, которая сложилась в Китае с QR-кодами — это альтернативная реальность истории взлета и падения интереса к QR-кодам в России. Честно вам скажу, что мне сложно вспомнить хотя бы один китайский рекламный носитель, который не использлвал бы QR-код. Будь-то оффлайн биллборд, телевизионный ролик, полоса в журнале, или онлайновый баннер. QR-коды в Китае абсолютно везде. ВЕЗДЕ. От мусорных и почтовых ящиков, до расписаний электричек и памятных табличек с информацией о том, кем была посажена вот эта вот цветущая аллея. Такое развитие QR стало возможным в следствие тотального использование QR-считывателей в самых популярных китайских мессенджерах — аудитория которых невероятна. Так, например, только мессенджером QQ пользовалось, по состоянию на лето прошлого года 850 !!! миллионов китайцев. Теперь о главном. Наличие QR-кодов сделало возможным совершенно другой подход к замерам вовлеченности получателей рекламного сообщения. Фактически, в режиме реального времени рекламодатели (в том числе и «оффлайновые») получают информацию о том какое количество сканирований QR конкретных рекламных предложений было сделано и какова их конверсия в заказы и продажи. В этой связи мне понятно желание Марка Цукерберга, влюбленного в Китай (во всех смыслах), перенять опыт поднебесной и дать рекламодателям еще один инструмент взаимодействия с аудиторией. Будем ждать Кое что в FB происходит в этом направлении прямо сейчас.
11.Еще немного про QR
Столь широкое распространение QR породило сразу же несколько новых ниш и возможностей, которые совершенно отсутствуют (пока) на нашем рынке. Во-первых, это QR-процессинг. Как вы понимаете, каждое мгновение сканируется очень много кодов и кто-то должен весь этот поток обсчитывать и учитывать, делать по нему аналитику. Во-вторых, у вебмастеров и издателей появилась возможность гораздо чаще продавать именно CPA (действия), а не аудиторные охваты.
12.Про отношение китайского рынка к России
Оно чрезвычайно простое. Если не брать северные регионы, которые, по правде говоря, китайцы из «золотого треугольника» юга Поднебесной и за китайцев-то не считают. Они ОЧЕНЬ мало знают о России. Я совершенно серьезно. Ну разве что: «женщины красивые» и «Путин». Я к тому, что у вас, дорогие мои друзья, задумывающиеся об экспансии на китайщину не должно быть никаких иллюзий, вроде «СССР и КНР братья на век»
Ну и еще кое что. Прежде чем начать работать с Китаем — влюбитесь в эту страну. Иначе ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Во всяком случае, именно с таким внутренним ощущением я вернулся в московский офис.
PS. Кстати, буду рад видеть вас участником наших будущих международных проектов.Все подробности: http://adconsult.international/
Ваш Денис Баталин.