Основные тренды

Вангую за рашн диджитал или текст, который никому не понравится.
Потому что будет честным.

(Человеческим языком — Основные тренды, прогнозы и домослы по интернет-рынку в 2016 году)

Подводить итоги уходящего 2015 года еще рановато, а вот сыпать прогнозами и ответами на извечный вопрос Чернышевского «Что делать?» — самое время.

Приступаю.

1. Продакшн в топку

История о том, что рынок web-разработки сильно сжимается да и вообще становится мало кому нужен — стремительно развивается. Лучше всего общую картинку, ну и общее состояние дел здесь проиллюстрирует вот этот видеоролик (ссылку на который я немного стесняюсь давать — осторожно мат!): https://www.youtube.com/watch?v=ir5rj2yYH_8

Огромное количество готовых решений и наличие почти всего необходимого на маркетплэйсах ставят, в конечном счете, под сомнение возможность хоть сколь-нибудь маржинальной диджитал-продакшн работы.

Это касается не только разработки простых проектов, вроде интернет-магазинов и каталогов, но и крупных портальных решений. Конечно же, нельзя не сказать про исключения: это серьезные промо-проекты с большим количеством креатива, а так же высоконагруженные проекты которые разрабатываются, как правило, на фреймворках и к 80% всех тех разработок, что сейчас рождаются в недрах FDS компаний не имеют никакого отношения.

Что делать? Признаться себе в том, что 80-100-1000% маржи — безусловно в прошлом. Искать новые маржинальные и закрывающие клиентские потребности продукты.

2. Стартапофобия

На рынке стартапов 2016 года станет еще меньше шальных денег чем в 2015 году…

Это связано с крайне низкими показателями по выручке и прибыли, а также размытыми инвестиционными перспективами большинства отечественных проектов.

Многие инвесторы как после похмелья: отдыхали, веселись (питчили, бордили, разрабатывали бессмысленные ТЭО и определяли IRR), посчитали (на реальных показателях) — прослезились.

Туман про «вот-вот и мы отгребем свой лярд» — рассеивается все стремительнее. Связано это со многими факторами. Часто — и с тем, что инвесторы не слишком «в теме» (обычно таких за глаза называют «непрофильные» (т.е. «лохи») и с тем, что большинство стартапов появляются не на месте реально существующей проблемы и потребности, а лишь вокруг «авторской идеи».

Да, конечно, значимые, перспективные, а главное, прибыльные проекты есть. Но (взгляд со стороны) их так мало (если отбросить показное бахвальство и заказуху на vc и cossa), что они тонут в потоке убыточных стартапов.

Что делать?
Искать РЕАЛЬНО существующую проблему. Выстраивать вокруг нее личную вовлеченность. Смотреть на все рационально и считать деньги. Имплементировать в повседневную деятельность HADI-цикл (https://ru.wikipedia.org/…/Hadi_%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0…)

3. А постоять с сигаретами у метро?

Мне кажется, что 2016 год будет очень благоприятным для тех из нас в «цифре», кто застал «лихие 90-е». Нет, я не про терпил, рэкет и деньги мешками. А про те неловкие моменты, когда нам приходилось «суетиться». Делать какие-то быстрые гешефты: там пару блоков сигарет толкнуть, здесь матричный принтер с тремя концами клиенту отгрузить.

Было у нас тогда какое-то совершенно особое отношение к Доллару и даже самым небольшим деньгам в рублевом эквиваленте, которые являлись его составной частью…

Что делать?
Вспомнить, как это оно — фарцевать. Вот только теперь эта история будет не про джинсы и маечки, а про лэндосики и смм бюджетики.

4. Олдскульные ребята со всеми своими «радио и пресса никогда не умрет никогда-никода :)», к сожалению, будут все больше превращаться в неформалов.

Да, я не верю в это — я в этом уверен. Они и сейчас уже это чувствуют всеми фибрами своих киловатт и тиражей. Но некоторые упорно боятся себе признаться, что их бизнес похож на бизнес вокруг катушечных магнитофонов и кассет.

Я серьезно, мои аналоговые, ламповые друзья. Я вас очень-очень люблю, но если я вам честно не скажу об этом — вам никто об этом не скажет.

Существование — не знак равенства жизни. Рад, что многие уже в нашей диджитал лодке — всех остальных зову. Нет. Умоляю.

Что делать?
Начните с этого: http://adconsult.pro/digitalagency-nextstep/ или чего-то похожего… Мы помогаем вам как можем.

5. Выживет бережливый диджитал

Иными словами останутся только те компании (ну ОК — будут себя более-менее уверенно чувствовать), которые возведут экономию в ранг локального компанейского божка.

Движения в этом направлении уже есть: на рынке появляются ребята, которые предлагают «пакеты экономии» — как получить хостинг на год бесплатно, плюс к этому репозиторий, и контекст на 12 тысяч рублей со стоимостью всего пакета всего лишь столько-то ррр…

Что делать?
Экономить. Покупать «бережливые пакеты» ?

6. Хотя бы в 2016 году признаться себе, что жирные годы закончились

Давайте вот без этих самых духоподъемных реляций.

ВСЕ. БУДЕТ. ПЛОХО.

Еще хуже чем сейчас раза в два. Минимум.

Наш с вами оптимизм должен распространяться не на обстоятельства, а на собственные силы, волю и желание быть агентом изменений. Субъектом, а не объектом влияния.

Переводя на русский язык: тендеров станет меньше, бабла станет меньше, вменяемых клиентов станет меньше. Всего станет меньше. Сами не будем шевелиться и менять мозги — нам никто их не поменяет.

И, честно говоря, это тот самый повод, которого нам так не хватало чтобы измениться.

Возможность превратиться в тех ребят на которых мы равняемся. Тех самых — из-за рубежа. Для которых работа — это не место, где получают заработную плату. Это сама жизнь. А клиенты — не люди, но настоящие партнеры с которыми важно и нужно идти рука об руку.

Что делать?
Не пытаться менять рынок — меняться самому. Вот признаюсь вам как на духу. Из-за санкций мы потеряли двух зарубежных партнеров-англосаксов для которых много чего делали.
Но не расстроились. Осваиваем кантонский диалект.

7. Пересмотреть свои планы. И сделать их глобальным.

Если уж и формировать какие-то прогнозы, то делать их нужно так, чтобы душа пела ?

Так что пою.

Конечно же, в условиях всего того, что случилось за последний год, судачить о том «куда идти нам с Пятачком» — очень и очень сложно. Но нужно понимать, что, в отличие от, например, коллег из мясоперерабатывающей отрасли мы с вами можем, не влезая ни в какие рамки и условности — мечтать о чем угодно и ставить перед собой любые диджитал-цели.

Соскочить с продакшена и заняться квантовыми механиками — пожалуйста. Перестать заниматься SMM и через 5 лет стать лидером зараждающейся VR/AR (виртуальной и дополненной реальности) — кто ж вас остановит.

Грубо говоря, именно сегодня очень кстати вспомнить слова Коэльо из «Алхимика»: «…аnd, when you want something, all the universe conspires in helping you to achieve it…»

Что делать?
Ставить перед собой дерзкие, амбициозные и невыполнимые задачи.
Вон, Илон Маск со мной соглашается — https://www.youtube.com/watch?v=eukN0EmUNwE

8. 2016 — год великих партнерских отношений.

Возможно мне пора выдавать капитанские звездочки (впрочем, что я это я, капитан в запасе, такое говорю — они у меня уже есть), но нам всем впору объявить 2016 год — годом партнерских отношений.

С боевым лозунгом: «Партнерься — или умри». Вокруг десятки, если не сотни таких же стесненных обстоятельствами и дешевеющей нефтью компаний.

Исходите из того, что вместе — всегда больше чем по одному. При этом, конечно же, не нужно умножать на ноль. Ищите равных по духу, мироощущению и коммерческим ценностям компании, которые не смотря ни на что готовы идти и рубиться до конца.

Стивен Кови возможность партнериться сделал 6 навыком высокоэффективных людей. Вот она, та самая синергия. В 2016 году точно пригодится.

Что делать?
Помнить о том, что целое — всегда больше его частей. Тут важно научиться так партнерствовать, чтобы стать тем самым «целым». Начните искать партнеров.

9. 2016 год — отличная возможность взять себя за яйца (сорри, девочки, это я к мужикам) и научится быть сервисной компанией.

Да, мы все этим вечно не довольны. Сокрушаемся по поводу того, что «не позвонили, не предупредили и просто «кинули».

Но, начинать, в зрелом возрасте нужно, конечно же с себя. Так что сужу по себе и своей Команде.

Сервисность хромает. Не возведена в 5-ую степень. Не отполирована до зайчиков в глазах Клиентов. А нужно бы. Но теперь сама ситуация поменялась. Чего уж там. Даже те, о кого мы, извините за эпитет, раньше «ноги вытирали» — моментально стали для нас значимыми и важными.

Эх, пойду прямо сейчас позвоню партнерам, поинтересуюсь — «Как все?». Не нужна ли помощь и можем ли мы быть чем-нибудь еще полезны?

Что делать?
Позвонить завтра ключевым клиентам. Сказать, что вы их любите и жить без их успехов не можете. Поверить в это.

10. Стать наркоманом, но без делинквентных состояний.Информация, информация, информация… Ее меньше не станет.

Информационный поток будет только нарастать.

Штука, с которой сталкиваются почти все в digital-бизнесе — невростеническая боязнь «как бы чего важного не пропустить».

Это проблема управления информационными каналами и информацией как таковой.

Справедливости ради стоит сказать, что на рынке появляется достаточно много контент-маркетинговых проектов в которых можно откапать и отличные кейсы, и конкретные инструменты и техники.

И все это совсем не хочется случайно пропустить.

Поэтому в 2016 году нам придется продолжить структурировать информацию. Со страшной силой. Вычищать мусор из наших фидли и риидеров. Выделять и ставить доминанты на важные источники. Делать это с еще большими усилиями чем в 2015 году и беречь силы для года 2017…

Что делать?
Чистить. Структурировать. Безжалостно избавляться от мусора.

11. Научится ясно и правильно излагать свои мысли. Научить свою команду делать то же самое.

Вот это вот очень и очень важно. Если вы молчите в интернете — вас просто не существует.

Очевидно, что время когда можно было разместить какую-то залипуху на собственном сайте о том, что «мы молодое диджитал агентство полного цикла» — давно миновало. Теперь нужно говорить.

Нет, кричать.

Везде. Но главное — на тех площадках где есть ваша аудитория. Те самые ребята, которые важны для вас и с которыми вы хотите синхронизироваться. Научиться правильно, понятно и ясно излагать свои мысли любому члену вашей команды — не вызов, но требование времени.

Что делать?
Сообщить вашей команде о том, что теперь каждый из них — редактор. Судьба компании зависит, в буквальном смысле, от каждого члена Команды.

Учить, лечить или мочить всех тех, кто не умеет писать. А всех тех кто умеет — размещать на правильных ресурсах. Как мы, например: https://spark.ru/…/chto-proishodit-na-reklamnom-rinke… или http://adindex.ru/…/opinion/media/2015/11/17/130006.phtml

12. В 2016 году формируем Команду, а не компанию

Важно посмотреть на тех ребят с которыми работаете.

Если это сотрудники, коллеги и подчиненные — плохи дела.

Оставляйте лишь Команду.

Как говорил один-замечательный-человек — Команда это то, что не генерирует дополнительных транзакционных издержек, в отличие от всего остального в вашем бизнесе, инструментов, технологий и подходов. Команда это то — что их сокращает.

Провести тест на «командность» очень просто: задайте себе вопрос: если Костя М. из моей команды отправит мне файл и скажет, что нужно срочно распечатать его прямо сейчас — будете ли вы задавать ему дополнительные вопросы?

Даже являясь его формальным руководителем?

Если ответ будет положительным — все плохо. Окружайте себя людьми, которым вы в рабочем процессе не будете задавать вопросов.

Что делать?
Ну вы и так прекрасно поняли все без моих подсказок.

Послесловие.

Я бы хотел сказать, что мир спасет Любовь или Иисус, а помогать им будут в этом Боддхисатва, Шива и Мухамед.

Но эти Ребята и шагу не сделают, если мы сами не начнем шевелиться.

Верю в себя, верю в моих Партнеров и Клиентов, верю в Вас, мои замечательные.

Храни вас Спокойствие.

Прогноз окончен.

Comment
Name
Email